Понятие «нематериальное культурное наследие» (далее — НКН) в своем настоящем значении появилось относительно недавно. Оно долгое время разрабатывалось, а в полном объёме было юридически сформулировано в Международной конвенции Об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 января 2003 года на 32-й сессии ЮНЕСКО (г.Париж, Франция).
НКН, в соответствии с указанным международным договором, обозначает «практики, формы подачи и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, объекты, артефакты и культурные пространства, признанные общностями, группами и в некоторых случаях, отдельными людьми в качестве части их культурного наследия».
Такое наследие проявляется в частности в следующем:
- устные традиции и формы выражения, которые включают язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
- исполнительские искусства;
- обычаи, обряды, праздники;
- знания и социальные практики, которые относятся к природе и миру;
- знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.
Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2004 году.
Каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, должно выявить и идентифицировать элементы НКН при непосредственном участии «соообществ, групп и соответствующих неправительственных организаций». Под идентификацией понимается процесс описания одного или более элементов НКН, а также выявление его (их) специфики и отличий от других элементов. Идентификация НКН должна привести к его инвентаризации, под которой понимается систематизация элементов НКН в зависимости от принятой классификации и создание списков либо банков данных.
Основная цель Национального инвентаря НКН Беларуси — обеспечение охраны НКН и устойчивого развития, поддержка носителей НКН; включение НКН в сферу региональной политики.
На региональном уровне задача Инвентаря — отобразить нематериальное культурное наследие каждого региона Беларуси, его разнообразие, содействовать формированию культурного имиджа регионов, раскрыть их возможности для развития устойчивых форм туризма; содействовать популяризации традиционных ценностей, развитию культурных традиций и культурного ландшафта, укреплению роли обществ по отношению к их наследию.
«ІДЭНТЫФІКАЦЫЯ І ІНВЕНТАРЫЗАЦЫЯ НЕМАТЭРЫЯЛЬНАЙ КУЛЬТУРНАЙ СПАДЧЫНЫ БЕЛАРУСІ» ПРАКТЫЧНАЕ КІРАЎНІЦТВА, — МН. 2013Г. ОТКРЫТЬ/СКАЧАТЬ
Соломоплетение Беларуси было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Когда-то из использования самого дешевого материала родилось настоящее искусство, разноплановое и аутентичное. Почти два десятилетия посвятила развитию соломоплетения на Зельвенщине Лилия Амельянчик. Работы мастерицы покоряют с первого взгляда. Из золотистой соломки она создает изящные букеты, различные объемные статуэтки и даже куклы.
Любовь с первого взгляда
Почти два десятилетия Лилия Амельянчик развивает соломоплетение на Зельвенщине.
Лилия Николаевна – человек с творческим потенциалом, поэтому за любое дело берется, исходя из понятия красоты и гармонии. Именно этим руководствовалась и при выборе профессии.
– С соломкой у меня любовь с первого взгляда, – шутит землячка, кстати, дипломированный инкрустатор.
А начался ее путь в профессиональное ремесло с Кобринского художественного училища. Правда, для самой мастерицы саломоплетение, скорее творчество, чем ремесло.
Практический опыт нарабатывала на фабрике художественных изделий в Бресте. На малую родину (девушка вышла замуж за местного парня) вернулась уже крепким мастером. Правда, в то время в сельской местности свободных вакансий ее профиля не оказалось. И целых 18 лет пришлось заниматься не творчеством, а «зарабатывать на жизнь» в других сферах. Когда же появилась возможность вернуться в любимое дело (в Голынке открывался Дом ремесел), не раздумывая пошла туда работать.
– Чем дольше занимаюсь соломкой, тем интереснее появляются задумки для новых изделий и новые формы для их воплощения, – признается Лилия Амельянчик. – Когда ухожу в отпуск, даже начинаю скучать по любимому делу.
Идеи для своих творческих работ мастер черпает из повседневной жизни. Видит понравившийся в журнале рисунок или букет на столе – обязательно захочет воплотить это в соломке. (Кстати, цветочная – любимая тема мастера.) Лилия Николаевна всегда подходит к работе со знанием дела: тщательно продумывает будущую композицию, разрабатывает схему. Но как только садится за плетение, обязательно всегда что-то меняет и дополняет. В ее ловких руках соломка легко превращается и в аппликации, и в объемные фигуры, и в инкрустацию на деревянных изделиях. Не однажды замечала, как посетители выставок проявляют неподдельный интерес к работам рукодельницы. И не удивительно, ведь глядя на это великолепие, понимаешь, что из соломки мастерица может делать если не всё, то практически всё, что душа пожелает.
Сколько работ сделала за годы своей творческой деятельности Лилия Амельянчик, сосчитать очень сложно. И география, куда «уехали» ее изделия в качестве сувениров, тоже весьма широка.
С творчеством этой талантливой мастерицы, ее оригинальными работами зельвенцы хорошо знакомы. Она – постоянный участник районных мероприятий, на которых можно не только полюбоваться красотой и приобрести понравившееся изделие для себя или в подарок, но и поучиться ремеслу на ее мастер-классах. Неприметный стебелек с легкой мастеровитой руки рукодельницы как по волшебству превращается в изысканный предмет. И в каждый из них она вкладывает не только талант, но и свою душу:
– Процесс работы с соломкой трудоемок, требует длительной практики, развития ловкости. Необходима постоянная тренировка пальцев рук, чтобы природный материал складывался в нужный узор. А когда достигаешь определенного мастерства, занятие начинает радовать и вдохновлять. Соломка будто вознаграждает тебя за приложенное старание.
50 оттенков золотого
Мастер почти с двадцатилетним стажем владеет несколькими видами плетения и умеет даже выбрать сорт соломы под каждое изделие. Но нюансов в соломенном искусстве, говорит, всё же хватает. Дело в том, что не каждый хлебный стебель годится для поделок: тритикале вообще не подходит. Надо натуральное жито, объясняет Лилия Николаевна:
– Если хлеборобам важно, чтобы колосок был увесистым, то для нас главное – хороший стебелек.
Мало кто знает, что процесс изготовления соломенных изделий начинается задолго до того, как мастер сядет за рабочее место. И от того, какая будет заготовлена солома, зависит внешний вид и качество будущего изделия.