Понятие «нематериальное культурное наследие» (далее — НКН) в своем настоящем значении появилось относительно недавно. Оно долгое время разрабатывалось, а в полном объёме было юридически сформулировано в Международной конвенции Об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 января 2003 года на 32-й сессии ЮНЕСКО (г.Париж, Франция).
НКН, в соответствии с указанным международным договором, обозначает «практики, формы подачи и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, объекты, артефакты и культурные пространства, признанные общностями, группами и в некоторых случаях, отдельными людьми в качестве части их культурного наследия».
Такое наследие проявляется в частности в следующем:
- устные традиции и формы выражения, которые включают язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
- исполнительские искусства;
- обычаи, обряды, праздники;
- знания и социальные практики, которые относятся к природе и миру;
- знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.
Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2004 году.
Каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию, должно выявить и идентифицировать элементы НКН при непосредственном участии «соообществ, групп и соответствующих неправительственных организаций». Под идентификацией понимается процесс описания одного или более элементов НКН, а также выявление его (их) специфики и отличий от других элементов. Идентификация НКН должна привести к его инвентаризации, под которой понимается систематизация элементов НКН в зависимости от принятой классификации и создание списков либо банков данных.
Основная цель Национального инвентаря НКН Беларуси — обеспечение охраны НКН и устойчивого развития, поддержка носителей НКН; включение НКН в сферу региональной политики.
На региональном уровне задача Инвентаря — отобразить нематериальное культурное наследие каждого региона Беларуси, его разнообразие, содействовать формированию культурного имиджа регионов, раскрыть их возможности для развития устойчивых форм туризма; содействовать популяризации традиционных ценностей, развитию культурных традиций и культурного ландшафта, укреплению роли обществ по отношению к их наследию.
«ІДЭНТЫФІКАЦЫЯ І ІНВЕНТАРЫЗАЦЫЯ НЕМАТЭРЫЯЛЬНАЙ КУЛЬТУРНАЙ СПАДЧЫНЫ БЕЛАРУСІ» ПРАКТЫЧНАЕ КІРАЎНІЦТВА, — МН. 2013Г. ОТКРЫТЬ/СКАЧАТЬ
Соломоплетение Беларуси было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Когда-то из использования самого дешевого материала родилось настоящее искусство, разноплановое и аутентичное. Почти два десятилетия посвятила развитию соломоплетения на Зельвенщине Лилия Амельянчик. Работы мастерицы покоряют с первого взгляда. Из золотистой соломки она создает изящные букеты, различные объемные статуэтки и даже куклы.
Любовь с первого взгляда
Почти два десятилетия Лилия Амельянчик развивает соломоплетение на Зельвенщине.
Лилия Николаевна – человек с творческим потенциалом, поэтому за любое дело берется, исходя из понятия красоты и гармонии. Именно этим руководствовалась и при выборе профессии.
– С соломкой у меня любовь с первого взгляда, – шутит землячка, кстати, дипломированный инкрустатор.
А начался ее путь в профессиональное ремесло с Кобринского художественного училища. Правда, для самой мастерицы саломоплетение, скорее творчество, чем ремесло.
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/img_1753.jpg)
Практический опыт нарабатывала на фабрике художественных изделий в Бресте. На малую родину (девушка вышла замуж за местного парня) вернулась уже крепким мастером. Правда, в то время в сельской местности свободных вакансий ее профиля не оказалось. И целых 18 лет пришлось заниматься не творчеством, а «зарабатывать на жизнь» в других сферах. Когда же появилась возможность вернуться в любимое дело (в Голынке открывался Дом ремесел), не раздумывая пошла туда работать.
– Чем дольше занимаюсь соломкой, тем интереснее появляются задумки для новых изделий и новые формы для их воплощения, – признается Лилия Амельянчик. – Когда ухожу в отпуск, даже начинаю скучать по любимому делу.
Идеи для своих творческих работ мастер черпает из повседневной жизни. Видит понравившийся в журнале рисунок или букет на столе – обязательно захочет воплотить это в соломке. (Кстати, цветочная – любимая тема мастера.) Лилия Николаевна всегда подходит к работе со знанием дела: тщательно продумывает будущую композицию, разрабатывает схему. Но как только садится за плетение, обязательно всегда что-то меняет и дополняет. В ее ловких руках соломка легко превращается и в аппликации, и в объемные фигуры, и в инкрустацию на деревянных изделиях. Не однажды замечала, как посетители выставок проявляют неподдельный интерес к работам рукодельницы. И не удивительно, ведь глядя на это великолепие, понимаешь, что из соломки мастерица может делать если не всё, то практически всё, что душа пожелает.
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/photo_2023-01-03_07-58-37.jpg)
Сколько работ сделала за годы своей творческой деятельности Лилия Амельянчик, сосчитать очень сложно. И география, куда «уехали» ее изделия в качестве сувениров, тоже весьма широка.
С творчеством этой талантливой мастерицы, ее оригинальными работами зельвенцы хорошо знакомы. Она – постоянный участник районных мероприятий, на которых можно не только полюбоваться красотой и приобрести понравившееся изделие для себя или в подарок, но и поучиться ремеслу на ее мастер-классах. Неприметный стебелек с легкой мастеровитой руки рукодельницы как по волшебству превращается в изысканный предмет. И в каждый из них она вкладывает не только талант, но и свою душу:
– Процесс работы с соломкой трудоемок, требует длительной практики, развития ловкости. Необходима постоянная тренировка пальцев рук, чтобы природный материал складывался в нужный узор. А когда достигаешь определенного мастерства, занятие начинает радовать и вдохновлять. Соломка будто вознаграждает тебя за приложенное старание.
50 оттенков золотого
Мастер почти с двадцатилетним стажем владеет несколькими видами плетения и умеет даже выбрать сорт соломы под каждое изделие. Но нюансов в соломенном искусстве, говорит, всё же хватает. Дело в том, что не каждый хлебный стебель годится для поделок: тритикале вообще не подходит. Надо натуральное жито, объясняет Лилия Николаевна:
– Если хлеборобам важно, чтобы колосок был увесистым, то для нас главное – хороший стебелек.
Мало кто знает, что процесс изготовления соломенных изделий начинается задолго до того, как мастер сядет за рабочее место. И от того, какая будет заготовлена солома, зависит внешний вид и качество будущего изделия.
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/img_1750.jpg)
Прежде, чем приступить к изготовлению изделия, Лилия Николаевна сухую хрупкую солому размачивает. От этого она становится гибкой, податливой, прочной, устойчивой к разрывам – с ней можно работать. Если бережно обращаться с соломой и держать ее в сухом проветриваемом помещении, говорит мастер, то она может храниться очень долго, делится секретами мастер.
Паучок на счастье
Сколько усилий нужно приложить для создания поделок из соломы, представить может не каждый. А вот ученики Лилии Николаевны, посещающие кружки по соломоплетению точно знают: дело это непростое. О своем объединении наша героиня рассказывает с особой любовью, ведь это ее детище. Даже название она подбирала вместе с ребятами очень ответственно – «Белорусская соломка».
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/img_1398.jpg)
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/img_1779.jpg)
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/img_1397.jpg)
– Пробуют себя в соломоплетении, аппликации, изготовлении сувениров. Я не ограничиваю их в выборе: понравилось что-то – поддержу обязательно. Вместе придумываем и разрабатываем авторские модели, панно, объемные, декоративные изделия. Всегда предоставляю им большой простор для фантазии и творчества. Мы не только работаем с традиционным материалом в традиционной технике, но и уделяем внимание общему оформлению изделия, чтобы оно было интересным и привлекательным.
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/img_1764.jpg)
– Смотрите, а вот традиционный паук, – подхватывает золотистую красоту рукодельница. – Такой соломенный оберег у наших предков считался атрибутом Рождества. Вся семья садилась и дружно плела эту конструкцию. Ее размещали в самом почетном месте дома – красном углу. Считалось, за год такой паучок забирает в свои соломенные сети все беды и несчастья, чтобы потом вместе с ними сгореть в ярком пламени.
На всю соломку мастер
Соломенные обереги и сувениры, по мнению мастера, – идеальные подарки на все случаи жизни. Но для рукодельницы из Голынки особенно дороги изделия, украшающие праздники тружеников села. Колоритный сноп, который был представлен на областных «Дожинках-2022» от Зельвенщины, сделан руками Лилии Амельянчик. И хоть на улице еще зима, мастер уже вынашивает идеи для оформления «дожиночного» атрибута следующего года.
Творческая жилка Лилии Амельянчик – это наследственное. Когда руки заняты любимым делом, она чувствует связь с прошлым:
– У меня и бабушка, и тети пряли, ткали, вышивали. С детства привили любовь к рукоделию, а теперь и я передаю творческую эстафету.
![](http://zcknt.zelva-kultura.by/wp-content/uploads/2023/08/photo_2023-01-03_07-58-26.jpg)